Добро и Зло


Для человека крайне важно различать Добро и Зло. От этого зависит его жизнь, его судьба.
Изначально Ангелы и первые люди - Адам и Ева жили в любви к Богу и не знали Зла и Греха. Но понадеявшись на свои силы, возгордившись и отринув блага им дарованные, разлучились с Богом. Люди - непорочное тело осквернили блудной страстью; ангелы - пламенную, святую душу очернили сатанинской гордостью.

Св. Григорий Нисский пишет по этому поводу:
"В действительности, душа наших прародителей умерла прежде тела, ибо непослушание - это грех не тела, но воли, а воля свойственна душе, от которой и началось все опустошение нашего естества. Грех - это не что иное как удаление от Бога, Который истинен и Который только и является Жизнью. Первый человек жил много лет после своего непослушания, греха, что не означает, что Бог солгал, когда сказал: «В оньже аще день снесте от него, смертию умрете». Ибо самым удалением человека от истинной жизни смертный приговор против него был подтвержден в тот же день."


Злодеяния в современном мире продолжаются и тем сложнее человеку найти правильный путь к Богу, чем больше он привязан к материальным стяжаниям, укоренился в своём мировоззрении, мыслях. Для принятия в душу Истины - Бога надо отвергнуться и вещей, и своих воззрений на мир, жизнь.

Господь ждёт возвращения блудных детей в Отчий дом. Но для злодеев готовиться наказание "Мне возмездие и Аз воздам" и также "удаляющии себе от Тебе погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе".
Для женщин путь спасения указан апостолом Павлом:  «жена спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2)


"Силы добра неизмеримо превышают возможности зла. Причины всех земных нестроений в том, что зло - именно зло - борется с добром, пытаясь разрушить промыслительное Божественное устроение мира, которое по милости Божией должно совершиться полным искоренением грехов и страстей. И если бы человек, почтенный от Господа превыше всякой земной твари, обладающий богоподобной свободой - свободой нравственного выбора - не злоупотреблял ею, произвольно склоняясь на соблазны зла, не было бы в мире места темной силе и простора для ее действий на земле." Митрополит Иоанн Снычев
ЗЛО:
ДОБРО:
Ненависть
Любовь духовная
Разрушение
Созидание
себялюбие
Помощь, взаимовыручка
Возношение
Смирение
Гордость
Кротость
Хула
Радость
беда
благо
Эгоизм
Милосердие
Гнев
Безстрастие, мир
Жестокость
Сострадание
Тьма
Свет
Ужас
Красота
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь — это море; Из благих деяний
Построй корабль и по волнам плыви. (Рудаки — Абу Абдаллах Рудаки)


  • Иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним. (Преподобный авва Дорофей)
Преподобного Серафима Саровского спросили: "Кто в нашей обители выше всех предстоит перед лицом Божиим?” Старец ответил: "Повар из бывших солдат на кухне.  Характер у повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За такую борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: "Побеждающему (себя) дам место сесть с Собой и облеку в белые одежды.”
Девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Серафим Саровский
СТРАСТИ
ГРЕХИ
ДОБРОДЕТЕЛИ
Ненависть
Убийство, аборт
Любовь духовная
Сладострастие
Блуд, плотская любовь
Целомудрие, девственность
Себялюбие
Презрение
Милосердие, страннолюбие
ярость
Ссоры
Мир
Враждебность
Привязанности
Благость
Коварство
Лицемерие
Простота
Своеволие
Вседозволенность, «снятие тормозов», дела плоти - Галатам 5:19-21, Римлянам 1:20-31, 5:12.
Послушание
Гнев
Злоречие, памятозлобие, обида, распри
Кротость
Сребролюбие
Обогащение, воровство, коррупция
Нестяжание, довольство
Памятозлобие
Месть
Прощение
Эгоизм
Властолюбие
Дружелюбие
Высокоумие
Вражда против  Истины
Смиренномудрие
Отчаяние
Печаль не по Богу
Умиление
Забвение (пренебрежение, противление)
Идолослужение
Вера
Уныние
Тоска, самоубийство
Надежда
Лукавство
Ложь, обман
Правдолюбие
Чревоугодие
Обжорство, наркомания, пьянство, табакокурение
Воздержание, пост
Безпечность
Бодрствование, трезвение
Смута, смятение
Пустословие, многоглаголание, сплетни
Безмолвие, молчание
Высокомерие
Осуждение
Неисповедимое сокрушение
Гордость
Возношение
Смирение
Жадность
Грабёж
Щедрость
Распутность
Предательство
Верность
Меланхолия
Грусть, хандра
Радость
Вспыльчивость, горячностьБуйность, дикость
Долготерпение
Леность
Праздность
Понуждение, усилие-усердие
 Оправдывание
Чародейство, магия, гипноз, шаманизм, жертвоприношения
Молитва, покаяние
«Та душа имеет безстрастие, которая приобрела такой же навык в добродетелях, какой страстные имеют в сластях». Лествица
«Тому, кто ещё не властно захвачен пороком, раскаявшись, дано вернуться, как в своё отечество, к добродетели, от которой он отпал». Филон Александрийский
Надо отличать добродетели от качеств характера: мужество, смелость, отвага... Потому что: "добродетели даруются самим Богом".


Источник Добра и блага - Творец бытия. Высочайшее добро - Любовь Божия: "Бог есть Любовь и пребывающий в любви в Боге пребывает". Бог создал человека и наделил его всем необходимым для жизни телесной и дал человеку свободу выбора - пребывать с Богом и творить волю Его (волю Того иго, которого благо и бремя легко) или жить по своим измышлениям - грешить, пресмыкаться по земле; прелюбодействовать, убивать. Таким образом человек творит Зло, которое есть вражда на Бога, противление Его благодатной воле.
Породитель зла - падший херувим, отпавший от Бога по причине гордости. Носитель добра - пламенный серафим, пламенеющий любовью к Богу. Поэтому только любящий Отца Небесного и боящийся Его познает любовь Божию, которая есть древо жизни. И наоборот для всех удаляющихся от Бога своими грехами и злодеяниями "участь в озере огненном, горящем огнём и серою".

Что делать человеку отвечает царь Давид: "ищите Господа, ищите лице Его всегда", при этом: «лучшая доля для человека на земле – творить волю Божию».


"Должно ли...добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?" Мк., гл. 3


Плотская, нечистая любовь — это ненавистная страсть души… От нее не бывает никакой пользы (для души), но вред и… неразумные издержки, извращение жизни и общее расстройство домов. От духовной же любви — великое богатство добрых дел, великое изобилие добродетелей. Святитель Иоанн Златоуст


Путь обретения добродетелей в борьбе со страстями:
Нечистые бесы тайно слагали похвалу в сердце одному, тщательно стремивщемуся к сей блаженной добродетели (смиренномудрию) подвижнику; но он будучи наставляем божественным вдохновением, умел убедить лукавство духов благочестивою хитростию. Вставши, написал он на стене своей келии названия высочайших добродетелей, то есть любви совершенной, ангельского смиренномудрия, чистой молитвы, нетленной чистоты, и других подобных; и когда помыслы начинали хвалить его, он говорил к ним: «пойдём на обличение» и, подошедши к  стене, читал написанные названия, и взывал к себе: «когда и все сии добродетели приобретёшь, знай, что ты ещё далеко от Бога».
Ничто столько не доказывает победы над бесами, как лютые брани, которые они против нас воздвигают. Преподобный Иоанн Лествичник

Все слова благостные, призывающие к высоким идеалам, высокой духовной цели (рождению Великого) подходят тем, кто стремится к этому душою и сердцем. Стремится исполнять волю Божию, жить по совести. К людям, о которых сказано «Человек суете уподóбися: дние егó я́ко сень прехóдят», к тем которые считают что всё позволено - уготовано вразумление от Господа. Так пьяница не примиримый с соседями изгоняется, не слушающий голос Истины теряет слух, продолжая пустословить потеряет и способность говорить. Слушаясь своей животной природы, удовлетворяя только потребностям плоти (поесть, поспать, заработать денег, развлечься) человек пренебрегает Заповедями Божьми (призирает их): прелюбодействует, ворует, лжёт, убивает, ест плоть братьев меньших и совершает много других беззаконий. Каждый работающий, служащий знает как строго спрашивает начальник о выполненной работе и боиться его гнева. Справедливым, после смерти, - будет требование дать отчёт, о прожитой жизни, Творцу всего живого. И горе тому, кто уподобившись животному проводил жизнь в суете и разврате. Так аятолла Хомейни говорил: «Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, и это ведет и будет вести Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источника бытия и всего сущего… Я не задумываюсь о проблемах этого мира. Я размышляю о потустороннем мире».
Невозможно человеку, держащемуся своей правды прийти к Истине – Спасителю.
Поэтому все дела, кажущиеся человеку хорошими: вегетарианство, «добрые дела», благотворительность, изучение Священных писаний, проповедь, если делаются без Страха нарушить заповеданное Богом – делается в гордости, тщеславии - мерзостно Богу.




Комментариев нет:

Отправить комментарий